Ценности и правила

Как мы их понимаем и зачем они школе:
педагогам, родителям и учащимся?
Говорить о ценностях как будто бы не принято: ведь это что-то само собой разумеющееся, общепринятое и понимаемое одинаково всеми.

Суета и ускорение хода современной жизни оставляют немного времени на разговоры о вечном, об идеалах и убеждениях, о том, во что мы верим, –
о ценностях.

А они в свою очередь наполняют смыслом то, что мы делаем каждый день. Ценности задают вектор поискам, служат одновременно и картой и компасом, когда мы попадаем в незнакомые нам условия и ситуации.
Почему ценности важны в школе?
  • Создание сообщества единомышленников
    Присоединяясь к школе, и педагоги, и родители, и ученики ориентируются на эти фундаментальные понятия и представления. Таким образом, мы оказываемся в кругу тех, кто разделяет те же принципы и убеждения.
  • Обеспечение преемственности
    При смене педагогов (например, при переходе из начального звена в среднее) или при декретном отпуске одного из педагогов школа для ученика и родителей должна сохраняться по своей сути неизменной.
  • Устойчивое развитие
    Чтобы соответствовать требованиям современных родителей, учеников и педагогов, школа должна развиваться. Однако эксперименты и нововведения должны внедряться с сохранением "ядра" школы. И наши ценности служат в этом смысле неким ДНК-школы, сохраняющим ее ключевые смыслы в процессе развития.
  • Разрешение сложных ситуаций заранее
    На дистанции сотрудничества длиною в одиннадцать или даже тринадцать лет (если брать в расчет двухлетнюю программу ДА!Школы) может сложиться не одна непростая ситуация, разрешать которые эффективнее при наличии общих ценностных оснований.

"НАШИ ЦЕННОСТИ помогают
НАХОДИТЬ ОТВЕТЫ на любые вопросы, с которыми мы
сталкиваемся КАЖДЫЙ ДЕНЬ."
Ценности – это не просто красивые слова, а критерии принятия решений.
Каждое решение в школе - от утверждения положений о внутреннем распорядке до отчисления учеников (такое тоже бывает) – принимаются в соответствии с этими ценностями.

Именно на их основе за пять лет работы школы сформулированы максимально четкие процессы, предопределяющие действия педагогов, учащихся и родителей в широком спектре ситуаций учебного и личного характера.
КАЖДЫЙ ЦЕНЕН И В КАЖДОМ ЕСТЬ ТАЛАНТ,
равно как и каждому нужны помощь и поддержка.
Уважение и взаимопомощь
Мы понимаем ответственность
КАК СВОБОДУ В РАЗУМНЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ.
Ответственность
ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ, поэтому нет смысла "раздавать" друг другу оценки. ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА, важна конструктивная обратная связь и коммуникация.
Индивидуальность
КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО
ВНЕСТИ СВОЙ ВКЛАД.
Буквально в любой процесс в школе.
Открытость и гибкость
Из наших ценностей формируется список правил, который дети формулируют по-своему (так, чтобы им было понятно, о чем именно тут речь) и оформляют самостоятельно.

Мы понимаем, что соблюдать правила легче, когда сам их написал. И поэтому ценим как документ, который создали ребята, так и процесс его создания.

Разработать документ, который устроит ребят разных возрастов - это своеобразный тренинг всех навыков и компетенций, которые мы стремимся развивать в детях.

На фото вариант правил
четвертого класса 2022 – 2023 года.
Если ребенок нарушает правила школы?
В первую очередь педагоги или коллеги по школе обратят внимание учащегося на то, что он сейчас нарушает правила. Это реализуется в форме простой констатации факта происходящего и приведения правила, которые действуют в школе. Например, "ты сейчас взял пенал, но это не твой пенал, а мы не берем чужое: если хочешь взять, сначала спроси".
В случае, если нарушение заранее оговоренных правил продолжается, то ребенку напоминают о том, что если он не прекратит, то последует предупреждение и другие последствия. В частности, он останется дома (в случае с дракой или нецензурной лексикой – сразу после первого предупреждения; в случае других предупреждений – после третьего предупреждения).

В общем виде схема представляет собой следующую последовательность:
Как это работает?
В первую очередь такой процесс работы помогает ребёнку развить осознанность и от ситуации к ситуации всё лучше замечать нарушение правил самостоятельно, как и, анализируя последствия такого поведения, останавливать его собственной волей, а не благодаря внешнему воздействию.

Во-вторых, в случае если речь идёт, например, о детях, которые дерутся, другие учащиеся в этот момент не будут сталкиваться с поведением, которое не соответствует ценностям школы.
Во-вторых, когда учащиеся, нарушающие правила, остаются дома, они имеют время задуматься о том, зачем они самом деле ходят в школу. Ведь классную работу и задания тренировки мастерства никто не отменял. А мы просим родителей, по возможности не помагать с этими заданиями в этот день: ведь если бы ребёнок не нарушил правила, то помощь в этих заданиях он получил бы в школе. Также в этот день ребёнок получит дополнительные задания, связанные с теми правилами, которые были нарушены.

В-четвертых, в случае, если ребёнок не готов выполнять правила школы и следовать ценностям школы, то за оставлением дома определённое количество раз следует исключение из школы.
Как сочетается такое количество предупреждений с ценностью "свободы"?
Во-первых. важно помнить о том, что ценностью является свобода в разумных ограничениях – ответственность. Мы верим, что со свободу невозможно оценить не зная ответственности, как и ответственность невозможно воспитать не познав свободы.

Во-вторых, предупреждение мы реализуется не в форме наказания, а как последствие. Это значит, что:
  1. мы заранее о них договариваемся и правила изначально прозрачны (а если нет – то мы обращаемся к нашим ценностям и уточняем непрояснённые вопросы)
  2. последствие всегда связано с тем, какое правило было нарушено, а не просто "ухудшает" жизнь ребёнка, что он, желая этого избежать, "вел себя так, как нужно.